Сказки южных славян

О ЦАРЕ, БОГЕ И ЧОРТЕ В СКАЗКАХ.

(Вместо предисловия)

Сказка — создание древнее. По ней можно судить о том, как жил народ в старину, во что он верил, как смотрел на вещи. Почти в каждой сказке говорится про царей, царевичей, королей, королевен, царь-девиц и про другие „высокие особы" старого отжившего мира. Это, конечно, потому, что на той ступени человеческого развития, на которой сказки создавались, другого строя не было: народы и племена управлялись патриархально, — во главе их всегда стоял какой-нибудь царь или царек.

Но стоит нам внимательно почитать побольше сказок, и мы увидим, что народ вовсе не думал, будто такой способ управления — самый лучший. Сказочный царь всегда изображается как самодур, а то и просто как дурак — злой, жадный и завистливый. И в этой книге сказок — чего только цари не проделывают: убивают без счета подданных, забирают себе в руки то, что им не принадлежит, бессовестно обманывают тех, кто им же служит. В одной сказке царь собирается, ни с того, ни с сего, перерезать своих двенадцать сыновей и уже готовит им гробы; в другой — рубит голову старику, который просит у него награды за услугу; третьей — всячески отлынивает от исполнения обещаний.

Понятно, что народ тяготился такими правителями. Но когда сказки создавались, он другого строя жизни еще не видал и не знал, и поэтому: единственное, что он мог придумать, была мысль.

„Посадим-ка другого царя". И вот. если какой-нибудь народный герой: умный бедняк или благоприятствуемый счастьем молодой парень — посрамлял царя и удачно отражал его самодурные выпады, то сказка иной награды не находила, как посадить и такого героя в цари.

Где цари—там и боги, то в единственном, то во множественном числе. Нигде так легко не познается создание человеком бога по своему образу и подобию, как в сказке. Особенно интересна в этом отношении болгарская сказка „Господь Бог и четыре брата". Облик царя небесного тут не из завидных! Правда, чудеса он творит исправно и без всякого затруднения, но нравственно он стоит очень невысоко: чтобы помочь своему любимцу, молодому парню, он обманом отнимает у другого невесту, а потом этого же любимца заставляет зарезать и зажарить собственного сына.

О сказочном чорте много говорить не приходится. В сказках этой книги он так же глуп, как ив сказках других народов. Только в отличие от чертей других" народов, его удается застрелить из лука.

Изображая занятных богов и чертей, сказки дают также интересные типы их служителей. Особенно хороши дервиш-обманщик и одураченный священник-разбойник в сказке „Медведь и Дервиш".

Горлин А.Н.








Сказки южных славян (болгарские, сербские, хорватские, албанские) Читать / скачать   * .

Примечание

*   При просмотре из броузера pdf-файла (Adobe Acrobat Reader) можно сохранить файл на персональный компьютер. Для этого надо перейти в пункт меню "Файл", далее "Сохранить как". Если такого пункта меню (Файл) не видите, то щелкните правой кнопкой мыши на документе и найдите пункт меню "Сохранить как"

Скачать отдельно программу для просмотра файлов в формате fb2 на компьютере.