Николай Остроумов. Свадебные обычаи в древней Руси.

Историко-этнографический очерк.

Цитата из произведения:

Для изученія древне-русской жизни, для 'изследованія'быта-нашихъ предковъ, важное значеніе имеетъ изученіе раз.личнаго рода обычаевъ, которыми такъ богата жизнь древнерусского человека и въ которыхъ такъ или иначе отразились его образъ жизни и понятія. Среди различныхъ и разнообразныхъ обычаевъ у древне-русскаго человека обращаютъ на себя особое вниманіе свадебные обычаи. Последніе въ большей или меньшей степени связаны С бытомъ и былой жизнью русскаго народа; по выражение Коринфскаго, „прошлое оставило свой заметный следъ въ этихъ (свадебеыхъ) обычаяхъ, отразилось въ ихъ сущности, высказалось во внешней обстановке"'). Наши выдающіеся историки-этнографы, каковы, напр., Сумцовъ, Терещенко, Сахаровъ, Коринфскій и др., обращали, при изученіи древняго славяно-русскаго быта, особенное вниманіе на свадебные обычаи. Ив. Сахаровъ, по справедливости заслуживающій названія одного изъ отцовъ современной русской этнографіи, въ своемъ канитальномъ труде „Сказанія русскаго народа," даетъ весьма интересныя описанія древнихъ свадебныхъ чиноположіеній, обычаевъ и обрядовъ. Вниманіе, съ которымъ историки-биографы относились и относятся къ изученію свадебныхъ обычаевъ древне-русскаго человека. объясняется самымъ значеніемъ у последняго свадьбы,—темъ вліяніемъ, какое она оказывала на семейныя и общественный отношенія его. Нужно заметить, что свадьбы вообще являются однимъ изъ главныхъ факторовъ развитія древней общественности и гражданственности. При господстве у нашихъ предковъ родового быта, при замкнутости родовъ, бракъ имелъ то весьма важное значеніе, что, вводя въ семью новое, чужое лицо, переменялъ отношенія между родами, весьма часто содействуя ихъ сближіенію между собою. Въ отдаленную эпоху жизни нашихъ предковъ кровное родство было единственной связью между людьми. Понятно, конечно, что семья, основой которой былъ бракъ, имела важное значеніе въ глазахъ древняго славянско-русскаго человека, польвовались болыпимъ уважевіемъ. Сознаніе важности семьи и семейныхъ интересовъ у двевне-русскаго человека нельзя не видеть въ его разнообразныхъ свадебныхъ обычаяхъ, изъ которыхъ некоторые до сихъ поръ не утратили еще совсемъ своей силы въ различныхъ местахъ Россіи, у различпыхъ классовъ общества, въ особенности же въ среде простого народа. Последній сохраняетъ вообще много разнаго рода обычаевъ, имеющихъ отношеніе къ глубокой древности, сохраняетъ особенное стремленіе къ обрядности, къ форме, въ которыхъ выражаются его мысли, чувства и желанія. За исклю-ченіемъ церковно-христіанскихъ праздниковъ, нашъ народъ особенно отметилъ обрядностію три главныхъ момента въ| жизни человека: рожденіе, бракъ и смерть. На эти главные моменты народъ всегда обращалъ особенное вниманіе; ихъ старался онъ обставить и множествомъ обычаевъ, какіе въ состояніи была выработать его простая, не затейливая жизнь. Понятно, что такое важное собьгтие въ жизни человека, какъ бракъ, не могло составлять исключенія изъ общаго правила. Напротивъ, какъ имеющій, кроме своего духовнаго смысла, большое общественное значеніе, стоящій въ самой тесной связи съ жизнью народа, бракъ былъ окруженъ множествомъ обычаевъ. Свадебные обычаи росли, развивались. Такъ, по крайней мере, было до XVIII в., когда, съ. развитіемъ наукъ и просвещенія, съ занесеніемъ западной культуры и цивилизаціи, многіе прежніе обычаи, въ томъ числе и свадебные, изменились, а некоторые и совсемъ стали забываться. Многіе обычаи, бывшіе въ прежнее время общими у высшаго, средняго и низшаго круга людей, остались только у двухъ последнихъ. Въ древней РУСИ свадебные обычаи у всехъ классовъ общества ; были въ общемъ сходны между собою. Лица, действія, самый свадебный процесъ были въ существе одними и теми же. Единственное различіе свадебъ простонародья отъ свадебъ . другихъ классовъ общества—князей, царей и бояръ—заключалось въ меньшемъ богатстве и торжественности,—въ меньшемъ количестве поезжанъ, свадебныхъ чиновъ и угощеній. Одинъ изъ лучшихъ знатоковъ быта нашихъ предковъ, Котошихинъ говоритъ, что въ 'древней Руси свадебные обычаи! дворянъ, бояръ и простыхъ людей были между собою сходны; Что же касается различія свадебъ простонародья отъ свадебъ дворянъ и бояръ, то оно, по его словамъ, заключалось только! въ меньшемъ богатстве и торжественности: свадебных чин простыхъ людей „только въ поступкахъ ихъ и въ платье съ дворянскимъ чиномъ рознится, сколько кого станетъ". Частыя указанія на богатство и торжественность древне-русскихъ княжескихъ и боярсклхъ свадебъ находимъ въ нашихъ летописяхъ. Какъ на нримеръ свадьбы, выдающейся изъ ряда свадебъ въ древней Руси по богатству, пышности и торжественности, летописецъ указываетъ на свадьбу Верхуславы,! дочери великаго князя Суздальскаго Всеволода III-го, съ Ростиславомъ, сыномъ Рюрика, княжившаго въ Белгороде. „На борнсовъ день говорить летописецъ, отдалъ великій князь Всеволодъ дочь свою Верхуславу, и далъ за нею безчисленное множество золота и серебра, и сватовъ одарилъ большими дарами, и отпустилъ съ великою честію... Съ своей стороны, князь Рюрикъ ¦ сыгралъ сыну Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси" ... Въ описаніяхъ летописцемъ древне-русскихъ княжескихъ свадебъ нередко встречаются выраженія: „бракъ великъ", „вельми сильна свадьба", ука-зывающія на особенное богатство, торжество и веселіе свадьбы. Само собою, конечно, понятно, что, какъ одно изъ самыхъ важныхъ и торжественныхъ событій въ жизни человека, свадьба въ древней Руси обставлялась возможными пышностью и веселіемъ. По веселой обстановки и торжественности, отличавшихъ древнерусскую свадьбу, последняя у летописца называется иногда нросто „веселіемъ".

Говоря о свадьбахъ и свадебныхъ обычаяхъ въ древней Руси, нельзя не коснуться весьма важнаго вопроса о томъ, какъ относился древне-русскій человекъ къ церковному собственно благословенію брака, къ церковному чину венчанія.—Какъ мы увиднмъ, последній не могъ скоро привиться въ среде простого народа, по принятіи имъ христіанской веры. Въ простонародья венчаніе долгое время заменялось языческими действіями и обрядами, въ роде, напр., обхожденія вокругъ озера, дерева и пр. Указаніе на языческую форму венчанія можно видеть въ пословице, еще до сихъ поръ живущей у русскаго народа: „венчали вокругъ ели, а бесы пели". Происхожденіе этой пословицы можно отнести къ первымъ временамъ христіанства на Руси. Этой пословицей, несомненно, отмечено древнее бытовое явленіе, входившее въ древне- славянскій свадебный ритуалъ,—обхожденіе вокругъ зеленеющаго дерева. Конечно, свадебное торжество не ограничивалось только указаннымъ нами обрядомъ. Различные памятники, какъ увидимъ, начиная съ XI—в., свидетелъствуютъ о слабомъ усвоении народомъ церковнаго венчанія, о стремлении его избегнуть этого последняго. Остатокъ языческихъ обычаевъ жилъ долгое время после принятія христіанства, продолжаетъ жить и до сихъ поръ. Уже приведенная пословица, относящаяся, какъ мы сказали, къ первымъ временамъ у насъ христианства, достаточно свидетельствуетъ о смеси воззреній христіанскихъ, чисто церковныхъ и языческихъ. Съ одной стороны, мы видимъ церковное, относящееся къ христіанскому таинству брака, выраженіе—„венчали", съ другой,—„бесы", „ели", выраженія, свидетельствующія о древне-мифическихъ верованіяхъ въ лесныя божества, лешихъ или лесовиковъ.

Двоеверіе въ жизни древне-русскаго человека обусловливалось въ значительной степени быстрымъ введеніемъ христіанства и недостаточной подготовкой къ его принятію со стороны народа. Привыкшій повиноваться власти старшаго, который имелъ неограниченную власть, при господстве у древнихъ славянъ такъ называемаго родового начала, древне-русскій человекъ безотчено верилъ и следовалъ тому, что делалось высшею властью: онъ принималъ христіанство, по большей части, потому, что его принимали князья и другія лица. Христіанство, какъ новая религія, не мирившаяся съ языческими понятіями к правилами жизни славянина, естественно, ему казалось чуждымъ, непривычнымъ. Въ виду неподготовленнности къ принято христіанства древне-русскаго общества въ последнемъ не могло идти быстро усвоеніе и распространеніе христіанскихъ понятій и правилъ жизни. Сознаніе этого ' жило в тогдашнемъ княжескомъ обществе. Въ данномъ случае достаточно привести себе на память следующій фактъ. Великая княгиня Ольга, принявши христіанство, пожелала, что-бы ея примеру последовалъ и ея сынъ Святославъ, но последній, не смотря на все старанія и уговоры матери, не желалъ этого сделать, говоря: „какъ это я приму новую веру одинъ, а дружина ведь этому смеяться будетъ" . Сказаннымъ объясняется, почему долгое время было у нашего народа языческое пониманіе брака. Это пониманіе не могло скоро искорениться, потому что оно имело за собою вековую древность исторіи: языческія понятія о браке вошли въ плоть и кровь древне-русскаго человека.

Насколько, действительно, сильно и продолжительно было вліяніе въ древней Руси языческихъ понятій и обычаевъ, видно изъ того, что въ народе долгое время, после принятія христианства, до XVI в. и дальше, имело место сожительство безъ церковнаго благословенія и вечанія. Какъ увидимъ ниже, на этотъ фактъ весьма часто указывали многіе древие-русскіе пастыри и іерархи.

Вліяніе на бракъ простолюдина христіанства, принесеншаго изъ Византіи, свадебныхъ обычаевъ и узаконеній византійскихъ долгое время было весьма слабымъ. Большее вліяніе можно видеть на бракахъ высшей среды —князей, которые по самому положенію своему стояли гораздо ближе къ действію христианства и принесенныхъ съ нимъ изъ Визннтіи обычаевъ и уставовъ. Мы увидимъ, что некоторые свадебные обычаи, издавна существовавшіе въ среде древне-русскаго человека, съ действіемъ византійскихъ узаконеній и обычаевъ должны были еще более укрепиться, получить отъ нихъ свою санкцію. Увидимъ, что некоторые обычаи прямо - заимствованы были изъ Греціи. Свадебные обычаи, имевшіе место дома, при житейской, чисто домашней обстановке, входили, какъ увидимъ, и въ самое чинопоследованіе церковнаго венчанія, употреблялись при немъ, какъ необходимая принадлежность. Различная рода народныя поверія, относящаяся къ брачной жизни, прилагались къ различным, действіямъ и моментамъ церковнаго вечанія.

Среди множества существовавшихъ въ древней Руси свадебныхъ обычаевъ, некоторые, на первый взглядъ, пожалуй, покажутся странными, мелочными и неимеющими серьезнаго значенія для историка. Многія черты древне-русской свадьбы являются, невидимому, смешными, возбуждающими одно лишь любопытство. Но это только невидимому. „Каждая черта временъ былыхъ, говорить Белинскій, драгоценна. Тутъ не может" быть ничего неважнаго, лишняго, безполезнаго.








Читать / скачать   * .



Примечание

*   При просмотре из броузера pdf-файла (Adobe Acrobat Reader) можно сохранить файл на персональный компьютер. Для этого надо перейти в пункт меню "Файл", далее "Сохранить как". Если такого пункта меню (Файл) не видите, то щелкните правой кнопкой мыши на документе и найдите пункт меню "Сохранить как"