Толстой Лев Николаевич. Новая азбука и русские книги для чтения (1874-1875)

Перед тем, как Вы скачаете эту книгу, предлагаю Вашему внимание предисловие автора к данному изданию.

Подразделение Азбуки:

Задача Азбуки состоит в том, чтобы за наименьшую цену дать учащимся наибольшее количество понятного матерьяла, расположенного в такой правильной постепенности, от про¬стого, и легкого к сложному, чтобы постепенность эта служила главным средством обучения чтению и письму, по какому бы то ни было способу. С этой целью сначала подобраны слова все понятные, все произносящиеся так, как пишутся, и все расположенные по ударениям для того, чтобы ученик узнавал значение каждого прочитанного слова и мог бы писать их под диктовку; потом составлены соединения из самых простых слов, потом более сложные слова и более сложные соединения из них, переходящие в басни, сказки и рассказы. Рассказы, басни и сказки составлены так, чтобы ученик мог без наводя¬щих вопросов рассказать прочитанное, и потому статьи эти могли бы быть употребляемы для упражнения учеников в са¬мостоятельном чтении и для диктовки.

Так как главная трудность в сознательном чтении состоит в длине самых слов, то вся первая часть Азбуки составлена из слов, не выходящих из двух слогов и шести букв. Во второй части употребляются слова, не выходящие из трех слогов, при¬нимая бъ и ль за слог, и только в последней —третьей — части поставлены слова четырех и пятисложные.

С целью наибольшей доступности приложено большое ста¬рание для того, чтобы на наименьшем количестве бумаги чет¬ким шрифтом было помещено наибольшее количество понят¬ного и хорошего материала для детского чтения; и потому исключено всё несущественно необходимое: прописи, которые можно иметь теперь за 3 коп., картинки, составляющие ро¬скошь, а не потребность Азбуки, и часто развлекающие вни¬мание ученика, и всякие умственные упражнения и наставле¬ния учителя.

Что касается до способа обучения, то составитель старался сделать эту Азбуку одинаково удобной для всех способов. Учащие по звуковому способу, посредством прикладывания согласных к гласным, найдут во главе отделов подобранные для этой цели односложные слова; учащие по звуковому спо¬собу прямо с чтения, называя согласные звуки с присоедине¬нием ъ, найдут в 1-м, 3-м и 5-м столбцах 1-й стр. двухсложные четырехбуквенные слова, в которых понемногу вводятся новые звуки. Для тех и других подобран длинный ряд слов 1-го от¬дела, составленный из самых легких, коротких и однообразных слов, по которым ученик твердо узнает все звуки, за исключе¬нием полугласных ъ, ъ и й. Для воспоминания забытых звуков подобраны слова, начинающиеся со всех звуков, и 14 слов, заключающие все буквы азбуки. Для учащихся по слуховому способу подобраны слова, начинающиеся с букв, как они про¬износятся. Учащиеся по-старинному найдут в главе отделов односложные, сначала двухбуквенные, потом трех и четырех¬буквенные слова, которые вместе с первыми слогами слов могут быть употребляемы как склады. Учащие по слуховому способу могут употреблять эти же односложные слова для упражнения в складывании и раскладывании на слух. Те, которые захотят учить, как многие матери учат своих детей и как учатся самоучки у нас, по так называемому в Англии и Америке «способу слов» (word method), состоящему в том, чтобы по виду узнавать целые слова и потом уже разлагать их на составные части — буквы, те найдут для этой цели ряд легких и коротких слов. Вообще же эта Азбука составлена так, что по ней ученье может и должно начинаться прямо с чтения, и отличается от всех других тем, что в ней, кроме упражнений для изучения звуков, кроме обильного материала для чтения (в чем чувствуется главный недостаток существующих руко¬водств), находится длинный ряд постепенных упражнений в трудностях чтения по величине слови особенностям выговора.

Пусть учитель, по какому бы то ни было способу, пройдет эту Азбуку с начала, употребляя для складывания слов и за¬поминания букв какой бы то ни было прием, только чтобы прием был один и тот же во всё продолжение учения, и, пройдя Азбуку, ученик будет уметь и читать и писать, если, одновре¬менно с чтением, он был упражняем в диктовке.

* - Нумерация и написание слов оставлены как в оригинале.








Читать / скачать   * .

Примечание

*   При просмотре из броузера pdf-файла (Adobe Acrobat Reader) можно сохранить файл на персональный компьютер. Для этого надо перейти в пункт меню "Файл", далее "Сохранить как". Если такого пункта меню (Файл) не видите, то щелкните правой кнопкой мыши на документе и найдите пункт меню "Сохранить как"